Зачем нужны эмоции?

Большинство клиентов не умеют различать эмоций. Их эмоциональный опыт сводится к хорошо-плохо, комфортно-некомфортно, приятно-неприятно. Некоторые могут выделить в своих переживаниях одну-две эмоции. Кто-то из субъективно приятных — радость, удовольствие интерес, кто-то из “неприятных” — раздражение, грусть. Но так или иначе, о каком-то разнообразии эмоций и чувств им говорить сложно.

Зачем вообще это нужно?

Кому какая разница какие чувства я переживаю? Ну не понимаю, что я чувствую и что с того?

Чувства важны для того, чтобы ориентироваться в том, что со мной происходит. Чего я хочу или не хочу. За каждой эмоцией, чувством стоит какая-то потребность. Игнорируя чувства, легко потеряться и пойти не туда. Так, можно исполнять желания и потребности кого-то другого (созависимый тип реагирования). Либо остановиться вовсе (депрессивный тип реагирования). Или же с головой уйти в достижения, игнорируя все остальное (нарциссической тип). Причем, достигать ориентируясь не на себя. Перестав замечать чувства, потеряться можно прям конкретно и надолго.

Чувства – это ниточка, крошки по которым можно отыскать себя. Осознав потребность, к которой ведет чувство, можно искать способы ее удовлетворения. Так сказать, активизировать свое “творческое приспособление”.

Ориентир для клиентов

Список базовых эмоций К. Изарда:

  1. Радость
  2. Удивление
  3. Печаль
  4. Гнев
  5. Отвращение
  6. Презрение
  7. Горе-страдание
  8. Стыд
  9. Интерес-волнение
  10. Вина
  11. Смущение

Это для наглядности, в качестве отправной точки.

В работе же с психологом часто исследуется с какими чувствами/эмоциями обычно сталкивается клиент и в каких ситуациях. Это может стать тем сигналом, который позволит разрешить ситуацию, с которой он пришел.

Опубликовано в рубрике Блог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *